Поделиться:
Главная
Богословие
Святитель Григорий Палама

Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Перечисляя различные дела творения и созерцая в них премудрость Божию, Псалмопевец Пророк, всецело охваченный восхищением, среди писания воскликнул: "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси". Мне же ныне, покушающемуся по силам, с целью восхваления возвестить явление во плоти все сотворившего Слова, кто сделает речь отвечающей предмету? Потому что если все исполнено чуда, и то - что из несуществующего пришло в бытие, является Божественным и славным делом, то насколько чудеснее и Божественнее и еще более долженствует воспеваться нами то, что из разряда творений стало Богом, и не просто Богом, но тем именно, Что является истинно Богом, и это тогда, когда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить оное достоинство, в котором было создано и посему справедливо было отвержено в нижайший элемент земли? И до такой степени велико и Божественно, неизреченно и непостижимо то, что наше естество стало одно с Богом, и чрез сие нам было даровано возвращение к лучшему состоянию, - что и для святых Ангелов и людей, и даже для самих Пророков, хотя они и зрели действием Духа, оно пребывало воистину непознаваемым, от века сокровенным Таинством. И что говорю: до того, как оно сбылось? - Когда и сбывшись, оно все же остается тайной: не в том смысле - сбылось ли оно или нет, но в том - каким образом оно совершилось; мы веруем, но не ведаем; покланяемся, ко не выведываем; и кланяемся и веруем посредством только Духа. "Божия никтоже весть, точию Дух Божий" (1Кор.2:11), и именно посредством Его мы покланяемся и чрез Него молимся, - говорит Апостол.

А то, что не только для людей, но и для Ангелов и самых Архангелов, это таинство непостижимо, ясно показывает и празднуемый нами сегодня день. Ибо Архангел, действительно, благовестил Деве Зачатие, но когда Она пожелала узнать каким образом это произойдет, и сказала ему: "Како будет сие, идеже мужа не знаю", то Архангел, совершенно не в состоянии объяснить сей образ зачатия, и сам прибег к Богу: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя". То же произошло бы, если кто спросил Моисея: каким образом из земли стал человек? как из персти создались кости и жилы и плоть? каким образом из безчувственного произошли чувства? но и из Адамова ребра каким образом стал опять человек? как эта кость вытянулась и разделилась и приладилась и сочеталась? каким образом из этой кости произошли внутренние органы и различные железные выделения и все прочее? Итак, если бы кто поставил такие вопросы Моисею, он бы не более сказал того, что это был Бог, Кто взял прах земли и создал Адама, и взял одно из ребер его и сотворил Еву; так что - Кто был создавший, он сказал; но каким образом это произошло, не сказал. Так и Гавриил: что Дух Святый и сила Вышняго совершат безсеменное Рождение, - он сказал; но каким образом - не сказал. Ибо если он затем помянул о Елизавете, что она в старости и безплодии зачала, то этим он не имел сказать ничего более того, что у Бога не останется безсильным никакое слово; так что же бы он мог открыть относительно действия, силою которого Дева имела зачать и родить? Все же, сказанное Архангелом Деве, заключало в себе нечто большее, но, в то же время, еще более углубляло тайну. Ибо он говорит: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя". Ради какой цели? - Потому что Рождаемое не есть Пророк, и не просто человек, как Адам, но наречется Сын Вышняго и Спаситель и Избавитель людского рода и Царь Вечный. Ибо, как спавшие с вершины горы камни и скатывающиеся даже до подгорья, становятся достоянием многих крутизн (или "пропастей"), так и нас - отпавших от заповеди, данной в раю и сущей в нем блаженной жизни, и даже до ада скатившихся, постигли многие бедствия. Ибо не только израстила земля, как последствие проклятия, бывшего Праотцу, неодушевленные волчцы и терния, но изведали мы и гораздо худшие, многовидные терния злых страстей и отвратительные волчцы греха. И не только ту одну печаль возымел наш род, которую получила в удел Праматерь, как следствие проклятия бывшего ей, осужденная в болезнях рождать, но, можно сказать, и вся наша жизнь стала сплошной печалью и мукой. Но с тех пор, как человеколюбивый к нам, создавший нас Бог, по милосердию Своему, приклонив небеса сошел, и восприял от Святыя Девы наше естество, Он обновил его и возвратил, более того, возвел на Божественную и небесную высоту. Желая же совершить, лучше же сказать - днесь привести в исполнение Свой предвечный замысел, Он посылает Архангела Гавриила, как говорит Евангелист Лука: "В Назарет, к Деве обрученной мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова, и имя Деве, Мариам".

Итак, Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, безпорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: "В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя" (Пс.50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.

Подобало также и Деву иметь свидетельницей Своего безсеменного зачатия и помощницей в том, что совершалось в деле Домостроительства. Что же это было? Восхождение в Вифлеем, где и небесными Ангелами Рождение Его было возвещаемо и славимо? Пришествие в храм, где Симеоном и Анной Он, будучи младенцем, был засвидетельствован, как Господь жизни и смерти; бегство от Ирода в Египет, и возвращение из Египта, согласно священным пророчествам; и иное что ныне перечислять нет надобности? Ради этого был взят Обручник Иосиф, и Ангел был послан к Деве, обрученной мужу по имени Иосиф. Это же выражение: "из дома и рода Давидова", - относится к обоим: потому что оба - и Дева и Иосиф - возводят свой род к Давиду. "И имя", говорится, "Деве, Мариам", - это же слово в переводе означает "Госпожа". Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение Девства [2], и особенность образа Ея жизни, и во всем тщательность, и выразить это одним словом - всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душою и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющими ни малейшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утверждено, и так сказать - как это приличествует Госпоже, во всем ненарушенно на все времена; как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания; посему и было написано о Ней: "Сия есть Книга запечатленная", и - "будет Дверь заключена, и никтоже пройдет Ею".

Но еще и по другой причине Дева является Госпожою по достоинству, именно - как владычествующая над всеми, как в девстве зачавшая и Божественно родившая - по естеству Владыку всего мира. И еще - Она является Госпожою, не только как свободная от рабства и участница Божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, и особенно в силу Своего неизреченного и радостного Рождения; ибо женщина обрученная мужу, больше является под господином, нежели госпожою, и особенно согласно многоболезненному и многопечальному рождению, по оному проклятию Евы: "В болезнях родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет"; освобождая от этого проклятия человеческий род, Дева-Матерь вместо этого прияла чрез Ангела приветствие и благословение; ибо говорится, что: "вшед Ангел, рече, к Деве: радуйся Благодатная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах". Не как будущее предвещает Ей, говоря: "Господь - с Тобою", но возвещает Ей то, что он невидимое (для Нее) видел как уже совершающееся. И разумея Ее как сосредоточие Божественных и человеческих дарований, и украшенную всеми благодатями Божественного Духа, он Ее поистине провозглашает "Благодатной". Увидев же, что Она как бы уже зачала Того, в Ком - Сокровища их всех, и предвидя, что это чревоношение Ея не связано с тягостями и рождение будет без болезней, Он приглашает Ее радоватися, и объявляет Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди жен: ибо не было иной женщины, хотя бы и прославленной, которая преизбыточеством славы настолько была бы славна, что равнялась бы Богородице Деве.

Но Дева, видя его и устрашившись, не был ли бы это какой обольстительный ангел, вводящий в заблуждение безрассудных, подобно тому как тот обманул Еву, приняла приветствия не без того, чтобы не исследовать его (инэксетастос), и еще не вполне понимая в чем Ея та близость к Богу, которую он Ей благовестил, смутилась, как написано, от слов его, со скрепленным сердцем, так сказать, и твердо держась девства. "И помышляше, каково будет целование сие". Посему и Архангел тотчас же отстраняет, любезный Богу, страх Благодатной Девы, говоря Ей: "Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога". Какова эта благодать? - Которая возможна только единому Могущему совершить невозможное, и которая только за Тобою сохранена прежде всех веков. Ибо - "се зачнеши во чреве"; услышав же о зачатии, - говорит он - отнюдь не предполагай, что девство Твое отменено, и потому не тревожься и не смущайся; ибо когда слова "се зачнеши", говорятся Деве, - он указал, - это означает, что зачатие будет рука об руку течь с девством.

Итак, "се зачнеши", говорит, "и родиши Сына"; ибо обладая тем, чем Ты обладаешь и при сохранении ненарушимого девства, Ты зачнешь и родишь Сына Вышняго. Ибо это и Исаия, предвидя за много лет до сего, предсказал: "Се Дева во чреве приимет, и родит Сына", и что: "Приступих к Пророчице". Как Пророк приступил к Пророчице? - Так, как ныне Архангел приступил к Ней; ибо то, что ныне видел Архангел, это и тот Пророк предвидел и предсказал. Что же касается выражения: "Пророчица", - то это относится к Деве, потому что Она имела пророческий дар, что удостоверит всякого желающего Ея песнь Богу в Евангелии (Лк.1:46-55). Итак, приступил, говорится, Исаия к Пророчице, - в пророческом, конечно, духе, - и (Она) прият во чреве", и прежде чем наступили, избежала родительных болезней, и родила Сына. Архангел же ныне говорит Ей: "Родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус (что в переводе означает - "Спаситель"), Сей будет велий". А Исаия опять сказал бы так: "Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века". Сему согласует ныне и Архангел, говоря: "Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется".

Почему же он не сказал: "есть велий и Сын Вышняго", но - "будет" и "назовется"? - Потому, что он говорит только о человеческой природе Христа, а вместе и являя, что Он будет познан всеми и будет всем провозглашен, как Таковой; как и Павел имел позднее сказать: "Бог явися во плоти, проповедан бысть во языцех, веровася в мире" (Тим.3:16). Но Ангел прибавляет, говоря: "Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца"; а Тот, Чье царство, сущее во веки, не имеет конца, - Тот есть Бог. Но Он имеет отцом и Давида; это значит, что Он есть также и Человек. Таким образом, Имеющий родиться есть Бог и вместе - Человек, Сын Человеческий и Сын Божий, принимающий, как Человек, от Бога и Отца несменяемое царство, как это видел и предвозвестил Даниил, говоря: "Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе... и се на облацех небесных, яко Сын Человечь, идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь, и царство Его царство вечное, и иным царем не воспримется" (Дан.7:9, 3 и сл. [3]).

Воссядет же на престоле Давида и воцарится над домом Иакова: потому что Иаков, воистину, является Патриархом всех благочестивых, а Давид, первый из всех царей, благочестиво и Богоугодно царствовал во образ Христа, Который патриаршее и царское служение сочетал в одно небесное начало Благодатная же Дева, когда услышала эти необыкновенные и Божественные слова к Ней Архангела: "Господь с Тобою" и "се зачнеши и родиши Сына", царствующего во веки - Сына Вышняго, - сказала: "Како будет сие, идеже мужа не знаю". Ибо хотя и весьма духовное и высшее телесных страстей ты Мне приносишь Благовещение, однако, ты Мне возвещаешь зачатие, и чревоношение и рождение, которые следуют в соответствии с зачатием; но как же это будет Мне, когда Я мужа не знаю", - говорит Она. Говорит же это Дева отнюдь не потому, что не верила бы словам Архангела, но из желания узнать по возможности, как это произойдет. Почему и Архангел возвещает Ей: "Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя: темже и Раждаемое свято наречется Сын Божий"; ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дево, - говорит, - Дух же Святый, в Свою очередь, сойдет на Тебя, чрез более возвышенное прибавление освящения, устрояя и предуготовляя в Тебе Божие действие, и сила Вышняго осенит Тебя, подкрепляя Тебя и вместе - осенением и соприкосновением сама в Тебе создавая человеческое естество, так чтобы Раждаемое было Свято, Сын Божий, Сила Вышняго, восприявшая форму человека; вот, и Елисавета, родственница Твоя, будучи неплодной в течение всей жизни, ныне в старости, по воле Божией, чудесно чревоносит, ибо у Бога не останется безсильно никакое слово. Как же в ответ на это поступила благодатная Дева и Дух Ея Божественный и несравненный? - В Свою очередь, Она прибегает к Богу и простирается в молитве к Нему, говоря Архангелу: если Дух Святый, как ты говоришь, найдет на Меня, еще более очищающий и укрепляющий Мое естество для того, чтобы Я могла принять Спасительный Плод; если сила Вышняго осенит Меня, формируя во Мне по-человеку Того, Кто - Сущий Бог, и создавая безсеменное рождение; если Рождаемое - Свято и Сын Божий, и Бог и Царь вечный, ибо у Бога не останется безсильным ни одно слово, - то - "Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему". И отошел от Нее Ангел, оставив во чреве Ея сочетавшегося с плотию, Творца всего, и чрез таковое сочетание (с плотию), Которому Она послужила, даровавшего миру спасение. И Исаия также, чрез то, что видел и блаженно был удостоен испытать, ясно предначертал это: ибо он видел, что не непосредственно Серафим взял уголь с небесного, мысленного жертвенника, но при помощи клещей Серафим взял его и при помощи их дотронулся до губ Пророка, подая ему очищение. То же самое, что и оное великое видение клещей, заключало в себе и то, что Моисей видел, именно - купину, огнем жегомую и несгорающую. Кто же не ведает, что Сия Дева - Матерь является и Купиною и Клещами, в Себе Божественный Огонь неопально приявшая зачатием, при служении Архангела, сочетавшего чрез Нее Отстранителя греха мира с человеческим родом, и чрез неизреченное сие сочетание нас полностью очистившего? [4]. Итак, Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога, познают и Ее - как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она - Причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она - Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она - Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она - Начало и Источник и Корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее - Иисуса Христа Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

 1. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XIV: colonna 165-177. In Annuntiationem immculatae Dominae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae.

2. Лат. перев. прибавляет: "никогда не имеющего быть нарушенным".

3. Св. Григорий Палама цитирует по одному из разночтений, которое нам неизвестно. 4. Здесь сравнение с Серафимом из видения Пророка Исаии, который, прияв в клещи уголь с небесного жертвенника, прикоснулся им к его устам, вследствие чего Пророк совершенно очистился.

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. - М.: Паломник, 1993 // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1965, сс. 137-144.

Добавить в блог

Обои для рабочего стола | Обратная связь | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Иконография | Детская страничка | История | Искусство | Медиа | Поздравительные открытки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика