На перекрёстке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещенского женского монастыря. История женской обители на этом месте начинается с начала XVIII века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине XVII века получит название Земляного города. В конце XVI века у восточной стены острога находился убогий дом или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 году Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т. е. бездомных или бедных, жителей города, которых некому было хоронить. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 году первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 году великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 году. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 году было закончено строительство деревянного соборного храма. Позже под престолом главного алтаря соборной церкви на деревянном столбце была найдена надпись: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого Вознесения Его преосвящённым Ануфрием, архиепископом Астраханским и Терским, при Государе царе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче всея России Самодержце и при его священно-Богомольце Святейшем Патриархе Филарете Московском и всея России на память обретения Святые Главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Лета 7128 (1620) мая в 25 день».
Монастырь был очень беден, первое время питался «Христовым именем», то есть подаянием, и только при астраханском архиепископе Макарии в 1631 году ему даны были для пропитания рыболовные воды. Первоначально монастырь был обнесён деревянным тыном, но, несмотря на это, считался серьёзным укреплением, усиливающим фортификационные сооружения восточной части Белого города. При обители почти с самого её основания стала образовываться слободка, состоявшая из русских, сумевших бежать из крымского и ногайского плена. Этих беглецов записывали в монастырские слуги и детёныши, и они, пользуясь освобождением от государственной службы и налогов, быстро обустраивались на новом месте, образовав к середине XVII века обширную монастырскую слободу. Сам монастырь, занимавший территорию равную 2 300 квадратных сажень, также быстро обустраивался: внутри ограды ставились братские келии, различные хозяйственные постройки. Но все эти постройки были преимущественно деревянными.
Только в 1641 году игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но он умер, достроив её только до половины. Его преемники не могли продолжать строительство по причине бедности монастыря. В 1652 году игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 году игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём. Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 году и назывался он теперь уже Благовещенским. В алтаре этого Благовещенского храма хранился деревянный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятые Владычицы и Богородицы и Присно Девы Марии чеснаго и славного Благовещёния Ея при державе Благочестивейшаго Великого Государя князя Петра Алексеевича Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем великом Господине Адриане Патриархе Московском, Преосвящённым Сампсоном Митрополитом Астраханским и Терским в лето от Рождества во плоти Бога Слова 1699 году июля 20 дня на память Святого Мефодия Епископа Патарского».
После упразднения в 1700 году астраханского Троицкого монастыря, его братия во главе с архимандритом Рувимом была переведена в монастырь Вознесенский. В 1706 году был упразднён и Вознесенский монастырь. В «Ключаревской летописи» причиной его закрытия называлось активное участие в стрелецком «свадебном» бунте архимандрита монастыря Рувима. Эта версия без должной критики перешла на страницы и других солидных церковных и светских изданий. Только в недавнее время благодаря скрупулёзному изучению архивных материалов выяснилась вся беспочвенность обвинений в участии архимандрита Рувима в бунте. Этот, по словам «Ключаревской летописи», организатор восстания и один из вождей бунтовщиков после упразднения Вознесенской обители официально назначается настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и здесь мирно оканчивает свои дни. Никак это не согласуется с предположением о его антигосударственной деятельности. На самом деле Вознесенский монастырь окончил своё существование в связи с направленной политикой императора Петра I по упразднению монастырских землевладений. Многие обители лишились своих имений, служивших для них единственным источником пропитания. Монастыри нищали и как ненужные, по мысли Петра I, упразднялись. По упразднении Вознесенского монастыря братия его была переведена в Спасо-Преображенский монастырь, а архимандрит Рувим стал его настоятелем. В опустевшую обитель были переселены сестры из женского монастыря, и она стала именоваться Благовещенскою.
Существование женского Благовещенского монастыря в Астрахани прослеживается с первой четверти XVII века. Долгое время считалось, что первое упоминание о женской обители в Астрахани относится к 1628 году, где под следственным делом о рыболовных водах Астраханского Троицкого монастыря находится подпись дьякона Благовещенского женского монастыря Ивана. Но, благодаря трудам современного волгоградского исследователя А.В. Дубакова, в архивах С.-Петербурга найдены упоминания об Астраханском женском монастыре и в 1614 и 1619 годах. Находился он где-то на территории Белого города, возможно рядом со Знаменским храмом, построенным в начале 70-х годов XVII века. В то же время голландский путешественник Корнилий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 году, упоминает о женском Пятницком монастыре. Предполагают, что так он называл Благовещёнский монастырь, но синодик Вознесенского монастыря, писанный в XVII веке, свидетельствует о существовании в Астрахани, в конце этого столетия, двух женских обителей: Благовещёнской и Пятницкой. После 1703 года нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с Благовещенскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещенскому храму в это время был пристроен придел в честь Мученицы Параскевы Пятницы.
В 1722 году, готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, астраханский губернатор Артемий Волынский очистил кремль от многих деревянных зданий для строительства на их месте большого трёхэтажного государева дворца. Вместе с другими зданиями из кремля были перенесены несколько храмов, в том числе и древняя домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. Этот деревянный храм был разобран и перенесён в Благовещенский монастырь, где был поставлен рядом с собором. Иоанно-Богословский храм был перенесён вместе со всею утварью, в том числе и с хранившейся в нём с 1672 года чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона, принесённая в Астрахань воеводою Иваном Богдановичем Милославским, послужила залогом замирения бунтующего города, находившегося в руках разинцев. В честь этого образа в перенесённом Иоанно-Богословском храме был устроен придел.
В 1764 году во время утверждения штатов для монастырей Благовещёнский женский монастырь не был включён в штаты, и, лишившись всего своего содержания, подлежал упразднению. Но благодаря заступничеству и ходатайству за него астраханского епископа Мефодия монастырь сохранил своё существование. Дважды, в 1765 и в 1767 годах, владыка ходатайствовал перед Святейшим Синодом, доказывая необходимость для Астрахани, как города пограничного и закрытого, иметь женскую обитель. Владыка указывал на то, что в этот монастырь по его благословению «присылаются от консистории нашей иноверные разных, яко-то: Махометанского, Католинского, Лютеранского, Кальвинского, Армянского и прочих законов женского пола, желающие к восприятию веры Греческого исповедания, каковых каждый год бывает довольное число; да и ныне из оных некоторые с постриженными монахинями находятся». Наконец, в 1768 году, по указу Ея Императорского Величества велено отдавать в Благовещёнский монастырь из астраханского купеческого магистрата на содержание 200 рублей.
Епископ Мефодий очень любил Благовещенскую обитель и много заботился о ней. В своих грамотах он именовал монастырь «Астраханским Благовещёнским вторым собором». На свои средства и на пожертвования от астраханского купечества он начал в монастыре перестраивать в камне Иоанно-Богословский храм. Эта каменная церковь с приделом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была закончена и освящёна 19 марта 1765 года. Церковь была устроена тёплой, и в ней служили в зимнее время. Кроме храма, епископом Мефодием на его собственные средства была выстроена новая каменная ограда вокруг монастыря вместо старого деревянного палисада, а также каменные келии для игумении и монахинь. 17 мая 1774 года произошедший в Астрахани пожар принёс много несчастья и в Благовещенскую обитель. Игумения Маргарита так описывала в своём доношении епископу Мефодию последствия этого страшного события: «Как на Соборном Благовещёнском храме, так и на придельном в честь Мученицы Параскевы Пятницы пожаром были истреблены две деревянные главы с крестами, деревянные крыши на алтарях и на трапезах и стоящая при храме деревянная паперть; на колокольне глава с крестом и внутри лестницы и мосты; келии деревянные все без остатка погорели, на каменных келиях игуменской и для больных и престарелых монахинь крыши все изломаны: в соборном храме с приделом от сильного огня появились немалые расселины; с колокольни колокола от перегорания перекладов все попадали на имеющийся под ними свод, и от чего большой колокол весом в пятьдесят пять пудов разбился, и в довершении всего с левой стороны каменная монастырская ограда сажень в двадцать длиною отвалилась и упала». Игумения просила походатайствоватъ епископа Мефодия о выдаче монастырю 500 рублей из коллегии экономии, так как сама обитель не в силах была справиться с последствиями пожара, а от астраханских жителей, почти всех пострадавших от пожара не меньше монастыря, помощи ждать не было возможности.
В апреле 1775 года требуемая сумма выдана была обители. Начато постепенное её восстановление. В 1778 году игуменией Маргаритой была устроена небольшая каменная часовня в юго-восточном углу монастыря. В этой часовне была поставлена очень почитавшаяся астраханцами хранившаяся в обители икона Святителя Николая Чудотворца. С 1848 по 1851 год, при игуменьи Аполлинарии старанием астраханского купца Абезъянина капитально был отремонтирован настоятельский дом и отдающееся в наём монастырское здание, а также Иоанно-Богословская церковь. Этим купцом была восстановлена и часть упавшей северной стены обители.
Иоанно-Богословская церковь, несмотря на постоянные исправления, к середине XIX столетия пришла в крайнюю ветхость и стала грозить разрушением. По благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) была предпринята значительная перестройка храма, сильно изменившая его первоначальный облик.
Возобновлённый храм был освящён 30 октября 1865 года. К 70-м годам XIX века пришли в состояние почти полного разрушения старинные монастырские стены, окружавшие обитель. Игуменьи Аполлинарии (1868–1896 гг.) пришлось приложить много стараний, чтобы привести стены в надлежащий вид. Позже стены ещё несколько раз ремонтировались, но к началу XX столетия они уже имели ухоженный вид.
В ночь с 29 на 30 июня 1894 года в Благовещёнском монастыре произошёл пожар, от которого сгорели или были сильно повреждены огнём многие здания. Сгорели два деревянных корпуса, сдаваемых в аренду вместе со стоящими рядом деревянными каретником и конюшней; деревянный корпус, где размещалась церковно-приходская школа; трапезная для монахинь и восемь келий, помещавшихся под этим корпусом; каменная кухня с кладовыми и амбарами для дров; каменный флигель, где жила настоятельница монастыря, и деревянный ледник с деревянным амбаром под ним. После этого несчастья стараниями игуменьи Аполлинарии и заступившей на её место в 1896 году новой игуменьи Зинаиды было выстроено много новых жилых и хозяйственный строений.
В 1896 году площадь монастыря значительно увеличилась через присоединение к нему с западной стороны участка земли, уступленного городским обществом. Здесь в 1898 году, в юго-западном углу ограды, было построено каменное одноэтажное здание для церковно-приходской школы.
В том же 1896 году на месте каменного здания для настоятельницы монастыря, построенного ещё в 1786 году епископом Мефодием, был выстроен новый одноэтажный каменный дом. В 1897 – 1900 годах в обители были выстроены ещё два новых корпуса: первый – в западной части – каменный, двухэтажный, вмещавший в себя трапезную, кухню и просфоропекарню, комнату для рукоделия и иконописания и несколько жилых келий; второй – в южной части – двухэтажный, полукаменный с келиями для сестёр монастыря. Для хозяйственных нужд обители близ южной стены был выстроен каменный корпус, где были расположены каретник, конюшня, баня и дровник. В 1900 – 1901 годах по благословению игуменьи Зинаиды была перестроена часовня Святителя Николая в юго-восточном углу обители. К концу XIX столетия эта часовня пришла в крайнюю ветхость и в состояние, близкое к разрушению. В 1900 году часовню разобрали, и в конце марта 1901 года началось строительство новой часовни. Освящёна она была в феврале 1901 года.
На приобретённом у города участке земли в начале XX столетия была воздвигнута новая монастырская колокольня. В марте 1906 года игуменья Зинаида испрашивала разрешения астраханского епископа Георгия (Орлова) на строительство новой колокольни по выбранному плану. Предварительный подсчёт материала и работ указывал на сумму в 20 тыс. рублей, из которых 15 тыс. выделил монастырь, а 5 тыс. надеялись собрать с благотворителей. Постройка была разрешена, и с весны 1905 года приступили к работам. Строительство шло успешно и закончилось в сентябре 1907 года. Окончательный подсчёт израсходованных сумм показал, что колокольня обошлась гораздо дороже, чем предполагали. Это произошло оттого, что благотворители монастыря, в особенности известный астраханский купец С.В. Носков, превзошли ожидания игумении и монахинь, отчего появилась возможность строительства в более широких размерах.
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД МОНАСТЫРСКИХ ХРАМОВ И ДРУГИЕ ПОСТРОЙКИ МОНАСТЫРЯ
Благовещёнский соборный храм был построен в древнерусской архитектуре. На прямоугольной вытянутой вширь центральной части храма стояли два небольших барабана закруглённой формы с миниатюрными главками, увенчанными ажурными крестами. Над трапезою в приделе Мученицы Параскевы находилась старая колокольня, после построения новой стоявшая без употребления. Старая колокольня была невысокой, двухъярусной, шестигранной. Деревянный купол её завершался высоким остроконечным шпилем, увенчанным ажурным крестом. Своеобразие Благовещёнскому собору придавало то, что и центральный и придельный храмы составляли из себя две его равных половины, как бы сдвоенные между собою (отчего и две главы над его центральною частью). Алтари с внешней стороны тоже были как бы сдвоены и лишь незначительно отличались друг от друга. С запада, севера и юга собор опоясывала каменная галерея, застеклённая со всех сторон. Под храмом находился подвальный этаж, где располагались шесть палаток для хозяйственных нужд.
Внутри Благовещёнского собора как центральный, так и боковой придел украшали трёхъярусные иконостасы – резные, покрытые позолотой. Устроены они были в начале XVIII столетия и несколько раз серьёзно подновлялись, в последний раз в 1908 – 1909 годах, когда из иконостасов были удалены некоторые потускневшие старые иконы и заменены новыми, лучшей работы. В начале XVIII века была произведена и роспись храма, которая также подновлялась в 1908 – 1909 годах.
Иоанно-Богословская церковь после перестройки 1865 года фактически утеряла свой первоначальный облик.
Храм представлял собою длинное прямоугольное здание, накрытое двухскатною крышею. Снаружи совершенно стиралась грань между центральною частью храма и его трапезой. Над центральной частью находился небольшой, округлой формы барабан, покрытый шлемообразным куполом и увенчанный ажурным крестом. Над алтарной частью храма тоже имелась маленькая главка с крестом. Внутри храма, как в центральном, так и в боковом приделе, имелись двухъярусные иконостасы, изготовленные при построении нового каменного храма в 1865 году. В 1903 году эти иконостасы были заменены новыми, а также в 1903 – 1904 годах на средства известного астраханского благотворителя купца С.В. Носкова храм был заново расписан священными изображениями.
Построенная в 1907 году в изящном древнерусском архитектурном стиле, колокольня имела три яруса и находилась над святыми вратами при входе в обитель с западной стороны.
Колокольня имела 28 сажень в вышину и покоилась на прямоугольном основании «святых врат». Далее шёл первый мощный шестигранный ярус, с шестью малыми прямоугольными окошками в нижней его части и шестью круглыми – в верхней. Второй и третий ярусы имели более ажурные воздушные формы с шестью большими окнами для звона каждый. Венчал колокольню венцеобразный купол с позолоченными яблоком и восьмиконечным крестом. Вверху колокольни под куполом в виде бордюра была выведена церковнославянскими золотыми буквами надпись: «Благословен грядый во имя Господне». Наибольший колокол на колокольне весил 421 пуд 30 фунтов и обладал приятным и довольно сильным звуком. На верхней его части была сделана надпись: «Благовествуй земле радость велию», а на нижней: «В царствование императора Николая Александровича сооружён в женский Благовещёнский монастырь в Астрахани при игумении Зинаиде, попечителе Стефании и монахине Платониде». Под колокольней располагались святые врата – главный вход в обитель. Над входом была сделана надпись полукругом: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Внутри святых врат были написаны сёстрами обители священные изображения.
Посреди монастыря при входе в соборный и Иоанно-Богословский храмы располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери «Живоносный источник». Часовня небольшая, круглая, каменная, внутри была вся уставлена иконами, среди которых, на восточной стороне, находился чудотворный образ. Среди часовни был установлен колодезь, где совершались молебны с водосвятием.
Вторая часовня – Святителя Николая, располагалась на юго-восточном углу монастырской стены. Построена она была в древнерусском стиле восьмигранной формы, увенчанная металлическим шатром.
Нижний край шатра опоясывает кольцо из кокошников. Поверху продолжением шатра шёл ажурный металлический фонарь с позолоченной миниатюрной главкою и с восьмиконечным крестом. С северной стороны часовни был пристроен особый каменный притвор, ведший во внутренний дворик монастыря. С южной стороны, где располагалась Армянская площадь, в стене часовни была сделана дверь, с двумя окошками по её бокам. Эта дверь была с улицы внутрь часовни. Здесь находился вызолоченный иконо-стас, устроенный в 1901 году, с обновлёнными, а также новыми иконами.
Стены монастыря, опоясывающие его по всему периметру, имели несколько башенок как с восточной, так и с северной стороны. Эти башенки имели округлую форму, увенчанные каменным шпилем, с флюгером в виде ангела наверху.
Внутри ограды монастыря находились: в центральной части – одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный полукаменный корпус для сестёр обители; в западной части – двухэтажный каменный корпус с помещёниями для трапезной, кухни, просфорни и иконописной и золотошвейной мастерских; в юго-западной – одноэтажный каменный корпус для церковно-приходской школы и, наконец, в южной части – каменный одноэтажный корпус для хозяйственных служб обители. Кроме того, в северной и восточной части монастыря находилось множество небольших деревянных строений, используемых под кельи.
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
Главной святыней Благовещёнского женского монастыря являлась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона была походною у воеводы Ивана Богдановича Милославского, посланного с ратью на усмирение мятежной Астрахани, находившейся в руках разинцев. Астрахань сдалась на милость Царицы Небесной, приняв Её святую икону как залог мира. Воевода Милославский вошёл в город неся перед собою образ Божией Матери, перед которою склонялись все астраханцы, прося у Неё прощения за своё отступление от законного, поставленного Богом, государя. После этого икона «Живоносный источник» была поставлена в находившихся в центре кремля воеводских палатах, в домовой воеводской церкви в честь Апостола Иоанна Богослова. В 1722 году Иоанно-Богословская церковь была перенесена в Благовещёнский монастырь вместе с иконой Божией Матери. В честь этого образа при Иоанно-Богословской церкви был устроен особый придел. После перестройки этого храма в 1865 году была сооружена отдельная часовня, куда и был поставлен чудотворный образ. Очень часто перед этой иконой по желанию верующих служились водосвятные молебны. Вода, освящённая на этих молебнах, почиталась астраханцами особенно целебною. В любое время каждый мог прийти и набрать святой воды из колодезя, находившегося посреди часовни.
Второй святынею монастыря считался древний образ Святителя Николая Чудотворца, хранившийся в часовне, расположенной в юго-восточной части монастырской стены. Эта икона привлекала к себе благоговейное внимание жителей города Астрахани и даже армян. Помолиться перед этим образом специально приезжали и многие жители низовых сёл Астраханской губернии.
КРЕСТНЫЕ ХОДЫ
В пятницу Светлой седмицы каждый год в обители совершался торжественный крестный ход в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». После литургии крестный ход выходил из церкви и направлялся к часовне, где стояла чудотворная икона. Здесь совершался водосвятный молебен, после чего крестный ход шёл вокруг монастыря с пением пасхального канона.
В конце 1918 года для Благовещёнского монастыря настали тяжёлые времена: в это время в низовья Волги с Северного Кавказа с боями отступали части 11-й Красной Армии. В Астрахани были размещёны руководство фронтом и армией, многие воинские части, а также лазареты для больных воинов, которых косил тиф. Реввоенсовет сразу же начал требовать у насельниц Благовещёнского монастыря предоставить свободные монастырские корпуса для нужд лазарета 11-й Армии. Монастырский приходской совет ответил на это, что свободных корпусов в своём распоряжении не имеет, так как и в обыкновенное мирное время он всегда был переполнен насельницами. Тогда Реввоенсовет не стал больше отягощать себя перепискою и приказным методом направил в обитель на постой 130-й стрелковый полк. Вселение «революционно-сознательных» солдат в стены монастыря не обошлось без бесчинств и погромов. Насельниц насильно выпроваживали из их келий, нимало не задумываясь о дальнейшей их судьбе. Многим из них пришлось уйти из обители, за отсутствием в ней места для проживания. Вакханалия, творившаяся в монастыре, с горечью описывается современниками событий. Насельницы прятались от разгорячённой толпы солдат, пожилые монахини скрывали юных послушниц под своими подолами, а потом их тайно выводили из стен обители. Большинство из девочек, живших в монастыре, были сиротами или детьми многодетных родителей (это сейчас для большинства людей представление о многосемейности связано с 3 – 4 детишками в семье, а тогда в обычае были семьи с 12 – 13 детьми). Покинув обитель, им просто некуда было идти.
После вселения солдат верующим был сильно стеснён вход в обитель для посещёния богослужений в храме. А часовня Святителя Николая вообще оказалась запертою. Монастырский приходской совет писал в феврале 1919 года в Астраханский губисполком, говоря о том, что он, «сознавая остроту квартирного вопроса в городе, мирится с тем крайне уплотнённым положением, в какое поставлены насельницы монастыря, но вместе с тем считает своим нравственным долгом заявить, что расквартирование военных частей в женском монастыре обидно для религиозного сознания верующих. Церковный совет со своей стороны выражает желание, чтобы Благовещёнский Девичий монастырь использован был в виде военных нужд Советской республике более рациональным способом, без стеснения религиозных чувств православного населения города Астрахани». Кроме того, церковный совет напоминал о том, что «в среде насельниц Благовещёнского монастыря есть весьма опытные сёстры милосердия, неоднократно нёсшие послушание по уходу за больными и ранеными воинами в местных лазаретах, есть достаточное количество специалистов в работе с иглой, кои могут быть использованы в качестве швеек по заготовке белья, халатов, тужурок и тому подобное. В швейной работе насельницы монастыря являются специалистами, так как всё необходимое для жизни они всегда зарабатывали себе личным трудом – иглой». И в конце письма говорилось о том, что «Благовещёнский церковно-приходской совет предлагает в Ваше распоряжение услуги насельниц монастыря и вместе с тем ходатайствует об открытии в монастыре лазарета и швейни для санитарно-военных нужд, для чего освободить монастырь от постоев войск». Местные власти всё же удовлетворили ходатайство, и с 4 марта 1919 года в монастыре был размещён лазарет.
Фактически со времени размещёния в обители военных частей и лазаретов Благовещёнский женский монастырь перестал существовать. Часть монахинь, оставшихся жить на территории обители, сумели создать общину верующих, которой, согласно декрету об отделении Церкви от государства, и были переданы в пользование оба монастырских храма. В начале 20-х годов, с размещёнием на территории монастыря детского дома № 6, а также учреждения для морально дефектных детей, все монахини из обители были выселены, но монастырские храмы по-прежнему остались в их распоряжении. После перевода в ноябре 1921 года учреждения для морально дефектных детей в бывший Покрово-Болдинский монастырь территория бывшего Благовещёнского монастыря была преобразована в детский городок № 2. 23 ноября 1923 года начальник Адмотдела подал в президиум губисполкома докладную записку, где говорилось, что «остаётся вопрос покончить с монастырскими храмами (Благовещёнского монастыря) в целях устранения детей от религиозных предрассудков, т. к. ежедневная служба в стенах детского городка и при присутствии монахинь и молящихся вредно влияет на психологию и воспитание детей». Накануне, согласно постановлению ВЦИК от 3 августа 1922 года о перерегистрации всех религиозных обществ, церковной общине при храмах бывшего Благовещёнского монастыря было отказано в регистрации. Причиною тому было то, что при проверке церковного имущества монастырских храмов было выявлено «сокрытие церковных ценностей», за что местный священник о. Алексий (Арнольдов) привлекался к суду. После того как «старая» община по закону была отстранена, а новой организовано не было, оба монастырских храма перешли в ведение государства. После выселения из обители и закрытия её храмов часть насельниц во главе с игуменией Платонидой (Пасмурновой) перешли в Единоверческий Вознесенский храм, где им было выделено для жительства небольшое помещёние. Эти монахини составили церковный хор, который пел в этом храме вплоть до его закрытия в 1930 году. В 20-х годах началось постепенное уничтожение зданий бывшей обители.
До 1928 года оба монастырских храма стояли неиспользованными, что очень возмущало горсовет, который 12 июня этого года «выдвигал на разрешение ГИКа вопрос о разборке летней церкви (т. е. Благовещёнского собора) и колокольни б. девичьего монастыря и использования зимней церкви того же монастыря (т. е. Иоанно-Богословского) под жилые квартиры». Но Иоанно-Богословская церковь под квартиры так и не была переоборудована, а 25 октября 1928 года Астраханский окрисполком принимает решение «о передаче в Госфондовую комиссию при Астраханском ОФО для реализации: колокольни с зимней и летней церквами бывшего девичьего монастыря». В 1929 году было продано под слом (на кирпич) здание Иоанно-Богословской церкви, вместе с которой была разобрана и часовня «Живоносный источник». А 22 апреля 1930 года было принято решение о продаже под снос здания Благовещёнского собора. Тогда же была сломана и величественная монастырская колокольня.
Со временем, в 1949 году, большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату, который до сих пор в них и располагается. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, сейчас находится частный жилой фонд. Под квартирою находится и сохранившаяся часовня Святителя Николая. Сохранилась и большая часть монастырской стены, хотя состояние её оставляет желать лучшего.
Часть северной стены монастыря в начале 90-х годов упала. Её начали было восстанавливать, но была поднята лишь одна треть стены, на остальное средств не хватило. Оставшуюся часть северной стены, готовую в любой момент рухнуть, подпёрли бетонными блоками, и о реставрации её, к сожалению, речи не ведётся.
Оставить комментарий на статью
Обои для рабочего стола | Обратная связь | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Иконография | Детская страничка | История | Искусство | Медиа | Поздравительные открытки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования