25-е сентября сего 1891 года, день памяти преподобного Сергия, должен быть особенно отмеченным в истории Лубенского Спасо-Преображенского монастыря: в этот день в обители совершилось великое торжество освящения ново созданной церкви.
За монастырской оградою, с восточной стороны, в монастырском саду, на расстоянии 203 саженей от монастырской стены, находится очень высокий курган. По преданию, святитель Афанасий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский, во время своего пребывания в Лубенском монастыре, несмотря на болезненное тогда свое состояние, часто уединялся на этом холме, где и проводил целые часы в молитве и духовном размышлении. В память этого события в последующее время на холме была построена деревянная часовня, а при Преосвященном Иеремии, бывшем епископе Полтавском, место вокруг холма было обращено в усыпальницу для монастырской братии.
В 1889 году, по благословению ныне правящего Полтавскою епархиею, Преосвященного Иллариона, было решено на указанном холме вместо каплицы построить церковь, а местность, окружающую курган, отделить от монастырского сада каменною стеною, распространив прежде бывшую вокруг усыпальницы ограду, и дать этому месту название и значение монастырского скита. Тогда же, в 1889 году, каплица, стоявшая на холме, была снесена и временно поставлена вне холма, ближе к монастырю, не далеко от холма, с левой стороны дорожки, идущей от монастыря к холму.
В настоящее время эта часовня разобрана.
11-го июня того же 1889 года лично самим Архипастырем был положен на холме первый камень в основание церкви. В 1891 году работы по сооружению церкви, а ровно и построению вокруг скита ограды, были окончены, и церковь оказалась уже вполне готовою к ея освящению.
Скит Благовещения Пресвятой Богородицы, по представлению о. Наместника монастыря Архимандрита Варсонофия, Его Преосвященству по окончании робот по построению церкви, Владыке благоугодно было назначить днем освящения но возданной церкви день памяти Преподобного Сергия, 25-е сентября:
Освящение новосозданного храма совершил лично сам Владыка, нарочито для этой цели прибывший 24 сентября в Лубенскую обитель. Монастырское церковное торжество привлекло в обитель большое число богомольцев, прибывших в монастырь не только из города Лубен и ближайших к монастырю селений, но из местностей, более и менее от монастыря отдаленных. Стечению народа много способствовала теплая, чисто летняя погода; но главною причиною, привлекшею в монастырь великое стечение богомольцев, послужило разумеется, такое редкое, как освящение новой церкви, торжество и весьма благолепное архиерейское служение.
Новосозданная церковь, хотя и небольшая по своим размерам, отличается и красотою с внешней стороны, и особенным благолепием своего внутреннего благоустройства. Церковь — каменная, но без печей; построена в византийском стиле, из кирпича, на цоколе, об одном куполе и об одной главе. Глава на церкви, а равно главка над алтарем и две главки над входом в церковь, увенчаны железными позолоченными крестами. Алтарь представляет собою выступ. Вместе с алтарем церковь имеет форму креста. Стены выведены в 13 граней: 8 граней представляют стены церкви, а 5 граней имеют стены алтаря: Колокольни при церкви нет, и колокола подвешены в полукруглом пролете над входом в церковь с западной стороны. Поверх этого пролета, над крышею водружена золоченая звезда. Церковь покрыта листовым железом; крыша окрашена в красный цвет, а стены с наружной их стороны, покрыты белою краскою.
Все здание разделяется на два этажа. В верхнем этаже находится алтарь во имя Святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Иконостас, отделяющий от церкви алтарь, сделан из дуба и отполирован. На горнем месте алтаря помещено изображение Воскресения Господня, а над святым престолом изображен Св. Дух в виде голубя, окруженный сиянием и св. ангелами. Царские врата — резные. На них изображено Благовещение Пр. Девы Марии, а над царскими вратами изображение Нерукотворного образа Спасителя. С одной стороны этого образа, не в дали от него, помещены изображения св. Симеона Столпника и преподобного Сергия Радонежского, а с другой стороны, изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Иконостас увенчан крестом.
В алтарном иконостасе помещены следующие святые иконы: с одной стороны от царских врат — Спасителя, св. Иоанна Предтечи и св. Афанасия Лубенского чудотворца; а с другой стороны — Божьей Матери, св. Ефрема Сирина и преподобного Макария Переяславского. Иконы ризами не покрыты, но представляют собою искусное произведение очень хорошей художественной кисти. Писаные иконы в Москве.
По углам церкви, под куполом ее, находятся изображения четырех святых евангелистов, по одному в каждом углу церкви. Кроме того, с одной стороны церкви написаны скрижали десятословия, змей, вознесенный на крест в пустыне, и первосвященническая митра, как прообразы новозаветного домостроительства Божия; а с другой стороны — изображения святого Креста, св. потира и св. Евангелия, как символы источников христианского спасения. С западной стороны церкви устроены хоры для певчих. Посредине церкви помещено бронзовое с стеклянными подвесками паникадило очень изящной и красивой отделки. Хоругви, подсвечники и вся утварь церковная — прекрасной работы. Стены церкви на два с лишком аршина от пола вверх окрашены в дикий с разводами цвет, а далее в высоту — в бледно-розовый цвет, с изящными барельефами и орнаментами в верху. Пол церкви деревянный, окрашенный желто-масляною краскою. Свет проникает в церковь через окна, сделанные в стенах как самой церкви, так и в стенах купола над церковью. Церковь весьма светла. В нижнем этаже устроена часовня, назначенная для отпевания усопших, для совершения панихид и для чтения псалтыря. Устроена часовня так, что с поставлением в ней иконостаса, легко и с удобством может быть обращена в храм. Среди часовни поставлена гробница, в которой был погребен святитель Афанасий, и в которой было обретено нетленное тело его. Гробница покрыта пеленою красного цвета с надписью: «Святителю отче наш Афанасие, моли Бога о нас!». На пелену положен образ святителя Афанасия. Перед гробницею поставлен панихидный столик, или аналой. Иконостас часовни отделан под мрамор, и в нем поставлены образа; святителя Николая, Распятие Господне и святителя Афанасия. Несколько икон и картин с изображением священных событий размещены и по стенам часовни. С южной и северной сторон часовни сделаны в стенах две ниши, в которых, по разобрании пола под ними, легко могут быть сделаны склепы для усыпальниц.
Церковь построена так, что верхний ее этаж (сама церковь) помещается на холме, а нижний этаж (часовня) в холме, с окнами часовни вверху, свет в которую падает с холма, с трех боковых сторон этого холма. Вход в часовню идет прямо с дороги и лежит на одном уровне с нею; а для входа в верхний этаж снаружи сделана широкая деревянная лестница, устроенная с западной стороны холма, разделяющаяся от верхней площадки на два спуска на землю, и имеющая с правой и левой стороны верхней площадки лестницы два схода от церкви на холм.
Все место, назначенное для скита, обнесено каменной в три аршина в высоту стеной, окрашенной в белый цвет и покрытою железом, окрашенным красною краской. С западной и северной стороны в скит ведут двое ворот, увенчанных золоченными крестами. Над главными воротами помещено изображение святителя Афанасия.
В заключении отметим, что построение Афанасиевской при ските церкви и сооружение вокруг скита ограды стоит до 18 тыс. рублей серебром. Корпус для жительства братии скита предположено построить в следующем году. В настоящее время при ските построено лишь небольшое каменное здание, назначенное для помещения сторожки скитской церкви.
Як. Розанов, 1891 г.
Оставить комментарий на статью
Обои для рабочего стола | Обратная связь | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Иконография | Детская страничка | История | Искусство | Медиа | Поздравительные открытки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования