Фотогалереи
Открытки праздника
Медиа
Обратная связь
Обои для ПК
Вопросы-Ответы
Праздничные сайты
Поделиться:
Главная
Богословие

Благовещением открывается "еже от века таинство" , "Совет Превечный" Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их . Через Благовещение Ангела становится известным "Совет Вышняго", изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы — "во утробу вселися Девичу предочищенную Духом".

Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, "великому воеводе Невещественных", и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии.

Песнопения службы Благовещения указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия.

Но когда угодно Богу, то и необычное и "преславное" удобно совершается и побеждается порядок природы ("естества чин") . Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом "паче слова и смысла", как Сам знает . Ограниченному человеческому разуму и даже уму Ангельскому непостижимо то, что "Бог в человецех, Невместимый в ложеснах. Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменное, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается и зиждется Ангелу к Чистой зачатие глаголавшу".

"О, таинства! Образ истощания неведом, богатство благости несказанно, Ангел служит чудеси: Девича утроба Сына приемлет; Дух Святый низпосылается: Отец благоволит, и изменение общим творится советом".

Воплощенное домостроительство (слав. "смотрение") о спасении мира есть действие во всей полноте Единотройческого Божества: Отец благоволит, Дух Святой низпосылается и Сын воплощается, спасение ("изменение" — воссоздание) "общим творится советом". И в Богородицу вся полнота Божества "вселися телесно благоволением Отца Присносущного и содействием Всесвятаго Духа".

Как непостижимо было само воплощение Бога Слова и сверхъестественно (превыше законов природы) зачатие от Святого Духа, так неизреченно, непостижимо для человеческого ума и то, что по Рождестве Родившая осталась Девой, ибо Она "в рождестве матерскаго избежала тленнаго естества и, превышши сущи" , "неискусомужно" и "без истления" родив Сына, по рождестве пребыла Чистая Приснодева.

В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его "всяческия славы", возвратить утерянное Богообщение.

Сын Божий "Отцу соприсносущный и собезначальный и сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание".

Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя (слав. "постави во истощание"), ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам: "Соприсносущное Слово пребезначальнаго Отца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия: милость прием, еже на ны поползновения и Адамову нищету восприим, вообразися в чуждее".

Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь (1 Ин. 4, 8,16). Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в "перстность" человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к безсмертной, вечной жизни в Богообщении (Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9-10; 2 Кор 5,19; Рим. 5, 8).

"Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется; Архангеловым гласом прелесть отгоняется; Дева принимает радость, земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы" . "Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу" . "Да веселятся небеса и радуется земля", — восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина . Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю "нижняя с вышними соединяются, обновляется Адам" и весь человеческий род, "сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством".

"Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын человечь бывает, да худшее восприим (т.е. человеческое естество), подаст ми лучшее (т. е. спасение, обожение). Солгася (обманулся) древле Адам, и Бог возжелев быти не бысть; человек бывает Бог (Бог становится человеком), да бога Адама соделает (да обожит Адама). Да веселится тварь, да ликовствует естество (природа), яко Архангел Деве со страхом предстоит и еже "радуйся" приносит печали сопротивное (в противоположность бывшей печали). За милосердие милости (по сострадательной милости), вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе".

Вместе с радостью об избавлении, обновлении, воссоздании нашего тленного естества через Боговоплощение, в богослужебных песнопениях Благовещения много места уделяется и восхвалению Той, Которая послужила этой великой тайне — Приснодеве Марии. "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою", — приветствует Церковь Богоматерь Архангельским приветствием. "Всяк земнородный, все люди да воспрянут в радости, просвещаемые Духом Божиим, а с ними да торжествуют и безплотные Ангелы, преклоняясь перед священным торжеством Богоматери и восклицая: Радуйся, Всеблаженная Богородица, Чистая Приснодева" .

"Все (о, Богородице) изумилось Божественной славе Твоей; ибо Ты, не познавшая брака, имела во чреве Всевышнего Бога и родила Превечного Сына, даруя мир всем, прославляющим Тебя" .

Через Боговоплощение совершается спасение, обожение человеческого естества. Послужила же сему таинству Пречистая Дева Мария, которая как совершеннейший и святейший человек обрела благодать перед Богом — "еяже никтоже обрете другая" — и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, "благоволившего Ею избавити человеческое тленное существо".

Спасение человека Бог содевает не без человека, не без его соучастия в спасении, как Богочеловеческом деле. И в лице Богоматери, Которая показала величайшую святость, глубочайшее смирение перед Богом, перед тайной воплощения, как бы сама тварь добровольно принимает участие в Богочеловеческом деле спасения.

Почитать еще
Добавить в блог

Обои для рабочего стола | Обратная связь | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Иконография | Детская страничка | История | Искусство | Медиа | Поздравительные открытки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика