Поделиться:

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / "Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!"

Богородица рече: Свет невещественный поведая, в вещественне телеси совокупляемь за милосердие многое, / светлое благовещение, Божественная проповедания, ныне взываеши Ми: / благословен, Всечистая, Плод Твоего чрева.

Богородица сказала: Возвещая, что Свет невещественный / с вещественной плотью соединится по милосердию великому, / радостное благовестие, Божественную проповедь / ты ныне возглашаешь Мне: / "Благословен, Всечистая, плод Твоего чрева!"

Ангел возопи: Радуйся, Владычице Дево, / радуйся, Пречистая, / радуйся, приятелище Божие, / радуйся, свещниче Света, Адамово воззвание, / Евы избавление, горо святая, / преявственное священие и чертог безсмертия.

Ангел возгласил: Радуйся, Владычица Дева; / радуйся, Всечистая; / радуйся, вместилище Божие; / радуйся, светильник Света, / Адама ко спасению призвание, / Евы искупление, гора святая, / пресветлое святилище и чертог бессмертия.

Богородица рече: Душу очисти, тело освяти, / церковь сотвори Мя вместительну Бога, / скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа / и Жизни чистую Матерь.

Богородица сказала: Душу Мне очистило, тело освятило / всесвятого Духа наитие; / сделало Меня храмом, Бога вмещающим, / Богоукрашенной скинией, одушевленным святилищем / и чистою Матерью Жизни.

Ангел возопи: Яко многосветлую свещу и Богоделанен чертог, / вижу Тя ныне, яко злат кивот, / закона Подателя приими, Богоневесто, / благоизволившаго человеческое избавити Тобою тленное существо.

 

Ангел возгласил: Как многосветлый светильник / и Богозданный чертог / вижу Тебя ныне; / как золотой ковчег прими, Всенепорочная, Закона Подателя / благоволившего избавить чрез Тебя / тленное естество человеческое.

Песнь 8

Ирмос: Слыши, Отроковице, Дево чистая, / да речет убо Гавриил / совет Вышняго древний истинный: / буди к приятию готова Божию, / Тобою бо Невместимый с человеки поживе. / Тем и, радуяся вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа.

Ирмос: Внимай, Отроковица Дева Чистая, – / пусть же скажет Гавриил / изначальный истинный замысел Всевышнего: / "Будь готова к приятию Бога; / ибо чрез Тебя Невместимый будет со смертными жить; / потому я радостно и восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Богородица: Ум всяк побеждается земных, – отвеща Девица, – / ищущи, яже Мне вещаеши, преславная: / слышах твоя словеса, но боюся, ужасающися, / да не лестию Мя, яко Еву, далече послеши от Бога. / Но обаче се вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Богородица: "Всякий ум смертных отступает", / – отвечала Дева, / – "исследуя чудные дела, о которых ты вещаешь Мне; / Я восприняла слова твои, но в изумлении страшусь, / чтобы Меня, как Еву, ты обольщением не удалил от Бога; / но вот, вместе с тем ты восклицаешь: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Ангел: Се Тебе недоуменное разрешися, – глаголет к сим Гавриил, – добре бо рекла, еси, вещь неудобопостижна. / Словесем Твоих устен повинующися прочее, / не сумнися, яко лести, якоже вещи, веруй. / Аз бо, радуяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Ангел: "Вот, уже разрешено Твое недоумение", / – говорит на это Гавриил; – / "ведь как Ты хорошо сказала словами уст Твоих, / дело то непостижимо; / отныне повинуясь, не сомневайся в том, как в вымысле, / но как действительности веруй; / ибо вот, я радостно восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Богородица: Закон сей от Бога есть человеком, – Непорочная абие глаголет,  – / от общия  любве  рождество происходит. / Не вем супружника сласти всеконечно, / како, убо глаголеши, яко рожду? / Боюся, еда лесть глаголеши? / Но обаче се вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Богородица: "Таков закон от Бога смертным", / – Непорочная тотчас говорит, – / "чтобы рождение от взаимной любви происходило; / но я совершенно не знаю услаждения с супругом, / как же ты говоришь, что должно Мне родить? / Боюсь, не говоришь ли ты обман; / но вот, вместе с тем ты восклицаешь: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Ангел: Глаголы, яже мне вещаеши, Чистая, – / Ангел паки глаголет, – / обычая есть рождества человеков смертных, / истинно  Бога Тебе обещаваю, / паче слова же и смысла воплощаема, яко весть, из Тебе. / Темже и, радуяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Ангел: "Слова, которые Ты мне вещаешь, Досточтимая", / – Ангел снова говорит, – / "касаются обычного рождения людей смертных; / я же возвещаю Тебе, что Бог истинный, / превыше как слова, так и мысли / от Тебя воплощается, как знает Сам; / и потому я радостно восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Богородица: Являешися Мне истины вещатель, – рече Дева, – / радости бо общия пришел еси благовестник. / Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, / да вселится Бог в Мя, к Немуже вопию с тобою: / благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Богородица: "Ты являешься мне возглашающим истину", – заключила Дева, – / "ибо пришел ты как вестник общей радости; / Итак, поскольку Я очищена душою и телом, / по слову твоему да будет Мне: / да вселится в Меня Бог, / Которому с тобою вместе восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

На 9-й песни паки вжигают свещи братия. Честнейшую: не поем, но поем припев праздника:Благовествуй, земле, радость велию, / хвалите, небеса, Божию славу.

Таже ирмос: Яко одушевленному: Подобне и 2-й лик припев, и ирмос, и к прочим тропарем праздника тойже припев. У трипеснца же к тропарем припеваем: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. К Богородичным припеваем припев праздника.

Песнь 9

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Ирмос: Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Паче смысла заченши Бога, естества обычая утаися, Отроковице, / Ты бо в рождестве матерскаго избежала еси тленнаго естества / и превышши сущи. / Темже достойно слышиши: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Превыше мысли зачав Бога, / Ты превзошла законы естества, Отроковица: / ибо при родах не испытала свойственного матерям, / хотя по естеству изменениям подвластна; / потому достойно слышишь: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Како точиши млеко, Дево Чистая, не может изрещи язык землен, / странну бо естества показуеши вещь, законнаго рождества устав преходиши. / Темже достойно слышиши: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Как Ты молоко источаешь, Дева чистая? / Не может того высказать смертных язык, / ведь Ты являешь дело, несвойственное природе, / превышающее пределы обычного рождения; / потому достойно слышишь: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Тайно во священных писаниих / глаголася о Тебе, Мати Вышняго, / лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: / степень Божия сия. / Темже достойно слышиши: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

В Священных Писаниях таинственно / говорится о Тебе, Матерь Всевышнего; / ведь Иаков в древности увидев лестницу, / прообразовавшую Тебя, сказал: / это – Божие основание; / потому Ты достойно слышишь: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Чудное священноявленному Моисею / купина и огнь показа чудо, / ищай же конца в прехождении времен, во Отроковице чистей, рече, узрю. / Ейже, яко Богородице, да речется: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Дивное знамение Моисею священнозрителю / показали куст терновый и огонь; / ища же исполнения его в последующее время, / он сказал: "Увижу это в Деве чистой, / Которой, как Богородице, да будет сказано: / Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Даниил Тя гору нарече мысленную, / родительницу же Божию Исаия, / видит же, яко руно, Гедеон, / Давид же священие глаголет, дверь же Тя ин. / Гавриил же Тебе взывает: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Даниил называет Тебя мысленной горою; / Родительницей Божией – Исаия; / Гедеон же Тебя видит как руно; / а Давид Святыней именует; / иной же – вратами; / а Гавриил восклицает Тебе: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

 

 

Таже ирмос Триоди, и праздника припев, и ирмос оба лика вкупе.

Светилен. Подобен: Подобен: Со ученики:

Ангельских сил Архистратиг / послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве / благовестити странное и неизреченное чудо: / зане Бог, яко Человек, из Нея младодействуется без семене, / назидаяй  весь человеческий род. / Людие, благовестите обновление мира.

Ангельских сил военачальник / послан был от Бога Вседержителя к Чистой и Деве / благовествовать необычайное и неизреченное чудо: / что Бог, как человек, от Нее младенцем становится без семени, / воссоздавая весь человеческий род. / Благовествуйте, люди, возрождение мира!

Ин светилен. Подобен: Жены, услышите:

Еже от века днесь познавается таинство Божие: / Бог Слово Сын Девы Марии за милосердие бывает, / и радость благовещения Гавриил провещавает. / С нимже возопием Ей: / радуйся, Мати Господня.

От века сокровенное таинство / сегодня познается: / Бог – Слово Божие – Сыном Девы Марии / по милосердию становится, / и радостное благовестие возглашает Гавриил. / С ним все воззовем: / "Радуйся, Матерь Господня!"

На хвалитех стихиры, на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов:

С Небесных кругов слетев Гавриил в Назарет, / прииде к Деве Марии, / вопия Ей: радуйся! / Зачнеши Сына, Адама древнейшаго, / Творца веков и Избавителя / вопиющих Тебе: / радуйся, Чистая.

С небесных сводов слетев в Назарет, / Гавриил предстал Деве Марии, / взывая Ей: "Радуйся! / Ты зачнешь Сына, Который древнее Адама, / Творца всего и Искупителя взывающих Тебе: / Радуйся, Чистая!"

Соприсносущное Слово Пребезначального Отца, / не разлучився Горних, / ныне предста дольным, ради крайняго благоутробия, / милость прием, еже на ны поползновения, / и, Адамову нищету восприем, / вообразися в чуждее.

Совечное Слово Пребезначального Отца, / не разлучившись от Горних, / ныне предстало дольним, по крайнему милосердию, / исполнившись сострадания о нашем преткновении, / и, Адамову нищету приняв, / облеклось в чуждый Себе образ.

Гавриил, Деве благовестие с Небесе принес, / вопияше: радуйся! / Зачнеши во чреве Твоем / Тобою вместимаго, / Невместимаго же всеми, / и раждающая явишися / от Отца прежде денницы возсиявшаго.

Гавриил, принеся Деве благовестие с небес, взывал: / "Радуйся! Ты зачнешь во чреве Твоем / Тобою Вмещаемого и не вмещаемого миром, / и явишься носящей в Себе / от Отца прежде утренней звезды Воссиявшего!"

Пресущественное Слово, / плотию вселився в Тя / Отчим советом, Богородице Дево, / назда род, иже по нам, / падший от древния клятвы. / Тем – еже радуйся – Тебе вси, Мати Христова, / со Ангелом вопием верно.

Сверх-существенное Слово, / плотию вселившись в Тебя / по замыслу Отца, Богородица Дева, / воссоздало род наш, / падший от древнего проклятия. / Потому – "Радуйся!" – Тебе, Матерь Христова, / со Ангелом мы все взываем с верою.

Слава, и ныне, глас 2. Феофаново:

Еже от века таинство открывается днесь, / и Сын Божий Сын человечь бывает: / да, хуждшее восприем, подаст ми лучшее. / Солгася древле Адам, / и Бог, возжелев быти, не бысть: / Человек бывает Бог, / да бога Адама соделает. / Да веселится тварь,  да  ликовствует естество, / яко Архангел Деве со страхом предстоит / и – еже радуйся – приносит, печали сопротивное. / За милосердие милости вочеловечивыйся, / Боже наш, слава Тебе.

От века сокрытая тайна сегодня открывается / и Сын Божий Сыном человеческим становится, / чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее. / Был обманут в древности Адам / и, возжелав стать Богом, не стал; / человеком становится Бог, / чтобы богом Адама соделать. / Да радуется творение, да ликует природа, / ибо Архангел Деве со страхом предстоит / и приветствие "Радуйся!" приносит Ей взамен печали. / По сострадательной милости Своей вочеловечившийся, / Боже наш, слава Тебе!

Аще есть суббота или неделя, славословие великое, и ектении, и отпуст. Аще же день постен, поем на стиховне Триоди самогласен дне, дважды и мученичен.

 Слава, и ныне, праздника, глас 8:

Да веселятся Небеса, и радуется земля, / ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, / щедротство прием и человеколюбную милость, / Себе постави во истощание / благоволением и советом Отчим / и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом. / О, чудесе! Бог в человецех, / Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, / и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, / и истощание несказанно, и таинство елико. / Бог бо истощавается, и воплощается, и  зиждется, / Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость.

Да веселятся небеса и радуется земля, / ибо Сын, Вечный и Безначальный, как и Отец, / и сидящий с Ним на одном престоле, / сострадания исполнившись и человеколюбивого милосердия, / умалению Себя подверг / по благоволению и замыслу Отца / и вселился в девственное чрево, предочищенное Духом. / О, чудо! Бог среди людей, / Невместимый во утробе материнской, / Вечный во времени; / и всего преславнее, что и зачатие – без семени, / и умаление – невыразимо, и таинство – столь велико! / Ибо Сам Бог умаляется, и воплощается, и созидается, / когда Ангел Чистой о зачатии возгласил: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / имеющий великую милость!"

Таже, Благо есть: единожды. По Отче наш: тропарь праздника, и ектения, в конец три поклоны великия, без отпуста утрени; дается же и святый елей братии, и поется стихира самогласна, и час 1-й с кафизмою. Тропарь и кондак праздника, и в конец три поклоны великия, и молитва: Христе, Свете истинный:

Отпуст

Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Добавить в блог

Обои для рабочего стола | Обратная связь | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Иконография | Детская страничка | История | Искусство | Медиа | Поздравительные открытки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика