( http://blagoveshenie.paskha.ru/iconi/?job=print )
Главная
Иконография

«Странное и неизреченное чудо», как поется об этом в светильне праздника, возвестил Архангел Гавриил Пречистой Деве: без семени человеческого соткется в Ее теле плоть Того, Кто обновит весь мир. Этот праздник показывает в лице Пресвятой Девы и высоту человеческого достоинства, и полноту смирения, и непоколебимую веру, - все то, что дало возможность для соединения Божества с человеком. Этим событием, о котором в тропаре праздника говорится: «спасения нашего главизна и еже от века таинства явление», открывается Евангельский цикл христианских праздников. Описание явления Ангела Господня Деве Марии находится только в одном Евангелии - от Луки.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 26-39).

Иконография «Благовещения» весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы: на одних иконах Дева Мария изображена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других Архангел Гавриил благовествует Ей у колодца, а икона XII века «Благовещение Устюжское» представляет и Архангела и Богородицу без каких-либо лишних деталей на ровном золотистом фоне. Откуда взяты такие детали, как пряжа или колодец, ведь в Евангелии от Луки нет столь подробного описания? Дело в том, что иконография праздника во многом основывается и на упоминавшемся ранее протоевангелии Иакова. В апокрифе, в десятой главе, говорится о том, что Пресвятой Деве было поручено прясть завесу из пурпура и багрянца для Иерусалимского храма. Далее следует описание самого Благовещения: «...и, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещавший: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Господень и сказал: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь во славу Его. Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает? И сказал Ангел: не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рожденное Тобой Святое наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой. И сказала Мария: Я раба Господа, да будет Мне по слову твоему. И кончила Она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил Ее и сказал: Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле». Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Следует заметить, что еще в III столетии в катакомбах Прискиллы в Риме можно было увидеть изображения, отдаленно напоминающие композицию иконы: молодая женщина в тунике сидит в кресле, перед ней юноша в римской одежде, правая рука которого обращена к женщине. А на саркофагах более позднего времени уже прослеживаются все основные элементы будущей традиционной иконографии: Мария, сидящая в кресле с пряжей в руках, - слева, Ангел с посохом и крыльями - справа. Эта иконография, получившая название «Благовещение с пряжей», является наиболее распространенной. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити - символ достоинства зарождающегося Богомладенца как Царя царствующих. Красный цвет сапожек Богоматери подчеркивает Ее происхождение из царского рода Давидова. На иконе присутствует символическое изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.

Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах, которые открывают доступ в алтарь, к святому престолу. Сюжет «Благовещение у кладезя (колодца)» является дополнительным и используется, в основном, в стенописи. В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия - все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения.

С. Алексеев. Зримая истина. Книга о православной иконе для семьи и школы. – СПб.: Ладан, Троицкая школа, 2006 г.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика