Блаженный Иероним свидетельствует, что в Назарете, на самом месте, где архангел благовестил Деве Марии о зачатии Спасителя, был сооружен в IV веке храм в память Благовещения. В настоящее время на месте Благовещения находится латинский монастырь, обнесенный высокой стеной, тогда как сам Назарет ничем не защищен, и одно только имя Марии охраняет его. Церковь Назаретская прекрасна и даже великолепна: мрамор одевает стены и помост; главный алтарь возвышается на 17 ступеней, и большой надпрестольный образ Благовещения господствует с высоты над всем храмом. Под этим-то великолепием, составляющим плод христианского усердия, таится первоначальное скромное жилище Матери Божией. Подобно другим, еще доселе существующим бедным домам Назарета, это жилище Пресвятой Девы прилегает к уступу скалы, в которой иссечен вертеп, составляющий три небольшие комнаты. Туда ныне сходят с левой стороны алтаря по нескольким широким ступеням из белого мрамора. Под сводом этого святилища устроен латинский престол, под мраморной доской которого помещено несколько богатых лампад, непрерывно горящих и озаряющих священный помост, облитый благовониями и украшенный надписью: «Hic Verbum caro fuit», то есть: «Здесь Слово плоть бысть!» На престоле и вокруг него стоит несколько хрустальных ваз с белыми лилиями, символом небесной чистоты, прославленными Самим Спасителем. Надпрестольный образ в вертепе так же прекрасен, как и в главном алтаре. При входе в этот священный вертеп, в правой стороне его устроен престол во имя св. Анны, матери Пречистой Девы; а далее, по левой стороне, вы увидите две мраморные колонны, поставленные св. Еленой на тех самых местах, где предстал благовествующий архангел и где находилась при явлении его Матерь Божия. Средняя часть второй выпилена и уже не существует. По преданию, язычники, совершившие это святотатство, думали найти в этой колонне сокровище и потому так дерзнули исказить ее. С правой стороны от престола двумя ступенями входят в другую часть вертепа, где устроен престол во имя св. Иосифа. Местные сказания передают, что сами апостолы освятили все эти места для священнослужения. Во второй части вертепа подземного храма Благовещения, позади покоя Пречистой Девы, посередине находится дверь, ведущая через лестницу, ступеней в 15, в третью большую пещеру, где, кроме поместительного покоя, есть еще два боковых углубления, из них одно, как можно догадываться, служило скромным очагом (есть и отверстие для выхода дыма), другое имело назначение хранить домашние припасы. Два последние отделения этого священного крова оставлены в первобытном своем виде. Позади главного алтаря, устроенного над всеми этими пещерами, находится огромная комната, а по бокам его лицевой стороны, украшенной большим и превосходным образом Благовещения, внизу устроены два боковых придела: во имя праведного Иосифа и в честь рождества Пресвятой Богородицы. На правой стороне церкви есть еще довольно большая комната, занимаемая церковной ризницей.
В Назарете, кроме этого, есть еще арабская православная церковь, находящаяся в самом конце города, при выезде из него на дорогу к горе Фаворской; она построена усердием и пособием Российских царей над развалинами храма, воздвигнутого здесь еще св. Еленой. Там, в самой церкви, показывают глубокий колодезь, из которого Преблагословенная Дева Мария черпала воду и возле которого, как говорят, был дом святого семейства по возвращении его из Египта. Туземные предания не сходятся между собой о месте Благовещения, назначая его то латинскому, то этому храму, и соглашаются лишь на вероятности древнейшего предания, что благовещений было два: одно предварительное — у кладезя , а другое, окончательное, — в самом покое Пречистой Девы. Предание это твердо и благоговейно держится в местных жителях и преемственно передается ими поклонникам. В этом трехпрестольном храме, идя левым приделом его во имя Благовещения, отделенным от главных линий церкви значительно склоняющейся галереей, можно подойти к колодезю, находящемуся под алтарем. Вода этого колодезя, свежая и прозрачная, имеет, по безусловному убеждению черпающих ее, чудотворную и живоносную силу. Богомольцы, находящиеся в приделе, достают ее посредством небольшого сосуда, опускаемого на шнурке через мраморное отверстие пола в колодезь; но каждый любопытствующий может спуститься, хотя и не без труда, к самому источнику через особую дверь, находящуюся в углу самого придела. Там можно видеть, что колодезь посредством канавки сообщается с источником, текущим в узких и довольно крутых берегах под церковью, во всю ширину ее. Далее источник за оградой церкви выходит в небольшой водопровод, из которого, спускаясь в бассейн, делается общим достоянием всех жителей Назарета. Но иная уже сила этой воды в бассейне, иная в колодезе: здесь она — как и всякая чистая ключевая вода; там она — святая влага исцелений! Жены и девы арабские во множестве стекаются почерпать цельбоносную воду. Матерь Божия с любовию призирает на место прежнего Своего земного жительства и благословляет неоскудевающей благодатью всех, с верой к нему прибегающих. В день Благовещения здесь торжественно совершается литургия и собирается огромное число богомольцев, местных и из окрестностей, в том числе поклонников со всего света.
Впрочем, по мнению некоторых ученых, местности церквей латинской и арабско-греческой имеют совершенно различное значение. Вот что говорит один иностранный писатель: «Город Назарет основан на горе и, подобно Капернауму, не обнесен стенами, но в нем заключаются большие каменные здания и там находятся две большие церкви; одна посреди города, основанная в двух сводах, или пещерах, где некогда стоял дом, в котором возрастал Спаситель; нижняя часть этой церкви заключает в себе светлый источник, куда все жители приходят за водой, которая поднимается посредством насоса также и в верхнюю церковь. Другая Назаретская церковь построена на том месте, где был дом, в котором архангел благовествовал Пресвятой Марии». Из этого свидетельства следует, что греко-арабская церковь основана на том месте, где воспитывался Спаситель; а латинская воздвигнута там, где архангел благовествовал.
В настоящее время Назарет — небольшое селение, называемое арабами Назира; в нем насчитывается до 300 каменных домов с плоскими крышами и до 3.000 жителей — греков, латинян, маронитов и магометан. Еврейское название города указывает или на незначительность его, или на окрестность, покрытую кустарниками. Все путешественники согласно говорят, что местоположение его сколько прекрасно, столько же и строго внушительно: с верха горы, к которой он прислонился, открывается величественная панорама долины Эздрелонской и гор — Фавора, Гилбоа (Гелвуйских), Кармила, Ермона и на заднем плане — Средиземного моря.
Всякий путник-христианин, посещающий святые места Палестины, должен с благоговейным чувством приближаться к этому городу, столько незначительному до Рождества Христова, но в Новом Завете записанному неизгладимыми чертами. В Назарете жили св. Богоотцы Иоаким и Анна; здесь пребывала Пресвятая Дева в доме Иосифа; здесь произошло великое событие Благовещения о пришествии в мир Спасителя; здесь Господь Иисус Христос провел первые тридцать лет Своей земной жизни, так что это был как бы отечественный город Его, от которого и Самому Спасителю усвоялось название Назарянина.
Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с молитвами пред Её чудотворными иконами. М.: «Артос-Медиа», 2007
Добавить в блог
Обои для рабочего стола | Обратная связь | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Иконография | Детская страничка | История | Искусство | Медиа | Поздравительные открытки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования